Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Формирование у обучающихся семейных ценностей как актуальный аспект организации работы учреждений образования

Дата: 27 декабря 2020 в 22:00
Автор: Равко А. С.

В настоящее время одной из приоритетных педагогических задач, от решения которой зависит не только благополучие будущих семей в нашей стране, но и общества в целом, является подготовка учащихся к семейной жизни.

Министерство образования Республики Беларусь постановлением от 2 ноября 2018 г. № 112 утвердило учебную программу факультативных занятий «Основы семейной жизни» для учащихся IX–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы  общего среднего образования.
В пояснительной записке к данной учебной программе подчеркивается, что «непреходящей ценностью для жизни и развития человека является семья. Семья — важнейший институт социализации и фактор развития личности ребенка. Семья играет важную роль в жизни государства, воспитании подрастающего поколения, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Забота о семье, детях, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, репродуктивной и воспитательной функций является важнейшей политической, социальной и экономической задачей нашего государства. Главными целями семейной политики государства на протяжении всех последних лет являются обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и укрепление ее нравственных основ, повышение престижа в обществе.

В республике создана четкая и ясная законодательная база в области семейной политики. Реализуется Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016—2020 годы, среди основных задач которой особое место занимают: совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка, развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их жизнедеятельности, укрепление института семьи.

Меры по укреплению института семьи, развитию системы охраны здоровья матери и ребенка предусмотрены Программой социально-экономического развития Беларуси на 2016—2020 годы.

Одним из главных компонентов государственной семейной политики является укрепление семейных ценностей путем формирования в обществе позитивного образа семьи, реализации мероприятий, направленных на повышение престижа семьи и обеспечение семейного благополучия. «Крепкая семья — сильное государство» — одна из основных идей, консолидирующих современное белорусское общество.
Значима роль в этом процессе деятельности учреждений образования по формированию у обучающихся семейных ценностей. Одним из важных аспектов этой работы является успешное внедрение в образовательный процесс учреждений образования факультативных занятий «Основы семейной жизни».

Цель программы факультативных занятий «Основы семейной жизни» — способствовать формированию ценностного отношения учащихся IX—XI классов к институту брака и семьи.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

  • познакомить учащихся с основными функциями и закономерностями развития современной семьи;
  • способствовать формированию у учащихся позитивного образа семьи, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям, родительству;
  • развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
  • расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности, содействовать осознанию важности ответственного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей;
  • способствовать развитию качеств личности, умений и навыков, необходимых для семейной жизни, с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа.

Для достижения цели программы факультатива «Основы семейной жизни» необходимо учитывать факторы, повышающие эффективность факультативных занятий: личностная значимость для учащихся, комфортность, благоприятный психологический климат, возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников, вовлеченность учащихся в подготовку и проведение занятий, качество материала, разнообразие методов, педагогические находки учителя.

Формы и методы работы, позволяющие максимально вовлечь учащихся в проведение факультативных занятий: видеоуроки, уроки-проекты, уроки-экскурсии, уроки-соревнования, уроки-диалоги, активные формы обучения — конференции, круглые столы, тренинги, аукционы, дискуссии, телепередачи, устные журналы, «клубы знатоков» и др. Актуальными для учащихся являются: беседы, викторины, конкурсы стихов, сочинений, эссе, рисунков и плакатов, инсценировок, мультимедийных презентаций, концерты, выставки и фотогалереи, флешмобы, встречи с многодетными матерями, отцами, презентации творческих проектов и др.

Программа «Основы семейной жизни» предназначена для реализации в учреждениях общего среднего образования для учащихся IX—XI классов.

Программа факультативных занятий имеет следующую структуру.

В первом разделе «Подготовка к браку и семейной жизни» (IX класс) рассматриваются гендерные различия юношей и девушек, особенности добрачных отношений, факторы и мотивы брачного выбора, личностные качества, необходимые для семейной жизни, раскрывается понятие «готовность к браку и семейной жизни».

В разделе «Семья как социальный институт» (X класс) дается характеристика основных функций семьи, раскрываются правовые основы брачно-семейных отношений, особенности ролевой структуры и динамики семьи, культура семейного общения, хозяйственно-экономическая сфера семейной жизни, семейный бюджет и эстетика быта, анализируются причины и последствия нарушения семейных отношений.

В завершающем курс разделе «Семья и дети» (XI класс) рассматриваются такие темы, как: особенности молодой семьи, планирование семьи, роль отца и матери в воспитании детей, стили семейного воспитания, семейные традиции и организация семейного досуга, социальная поддержка семьи.

Программа каждого раздела рассчитана на 35 часов работы в год (1 час в неделю в течение учебного года). Теоретические занятия сочетаются с занятиями практическими, которые составляют более 50 % от общего количества учебного времени. Занятия может проводить педагог-психолог, педагог социальный, учитель, классный руководитель».

Учебная программа факультативных занятий «Основы семейной жизни» для учащихся IX–XI классов учреждений образования,  реализующих образовательные программы  общего среднего образования, размещена на Национальном образовательном портале (http://www.adu.by) в разделе: Педагогам /Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования /Учебные программы факультативных занятий. V–XI классы .

Круглый стол по теме «О вопросах реализации учебных программ факультативных курсов «Основы семейной жизни», «Подготовка учащихся к семейной жизни»» (16 мая 2019 г.).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.