Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Дефектолог рекомендует

Дата: 12 февраля 2021 в 10:32, Обновлено 15 июня 2023 в 11:58
Автор: Жоглик О. В.

Рекомендации учителя-дефектолога на летний период

для родителей

Лето - жаркая пора,

Светит солнышко с утра,

Даже если дождь пойдёт -

Вокруг сияет всё, поёт.

Летом - синяя река

И плывут в ней облака,

Рубином ягоды горят,

Пора каникул для ребят.

)

Каждый год мы с нетерпением ждём лета, особенно его солнечных деньков. Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для всестороннего развития ребёнка.

Семья - самые близкие ребёнку и самые заинтересованные в его воспитании и развитии люди. Поэтому очень важно дома создавать предметно-развивающую и игровую среду, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

РЕКОМЕНДАЦИИ

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ

Во время прогулки продолжайте наблюдать за изменениями, происходящими в живой и неживой природе летом.

Гуляя в парке или в лесу рассматривайте деревья, кустарники, цветущие травы, по возможности наблюдайте за представителями животного мира. Рассматривайте растения, насекомых, объекты неживой природы, обращая внимание на их признаки и качества (цвет, форма, величина, ощущения), учите ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, справа, слева, между и др.).

Рекомендуемые игры:

  • «Погреемся на солнышке»,
  • «Капельки дождя на ладошках»,
  • «Тень от наших рук»,
  • «Дует, дует ветерок» и др.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Развитие речи тесно связано с познанием окружающего мира. Продуктивный приём познания – совместная с взрослым игра. Именно в ходе игры ребёнок может узнавать что-то новое или закреплять уже полученные знания.

Дома создавайте игровые ситуации, стимулирующие интерес к объектам окружающего мира (предметам, игрушкам, одежде, обуви и т.д.). Продолжайте развивать познавательные способности («Что/кто это?», «Какой он?», «Что с ним делают? / Что он делает?»).

Демонстрируйте доступные предметы бытового окружения, игрушки, предметы одежды и обуви, атрибуты для летних игр, объекты природы, помогайте ребёнку рассмотреть их, формируйте опыт исследовательских действий в совместной игре.

Привлекайте ребёнка к изображениям объектов (игрушек, предметов, объектов природы, одежде и обуви, атрибутов для летних игр), совместно рассматривайте и называйте их.

Создавайте условия для речевой активности ребёнка, развивайте способность устанавливать связь слова-названия с объектом, признаком, действием.

Разговаривайте ребёнком во время всех видов деятельности (одевание-раздевание, игра, прогулка и др.), говорите о том, что делаете вы, что делает ребёнок, что делают другие люди.

Используйте правильно построенные фразы, предложения. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность воспринять информацию.

Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают, комментируйте их. Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолёта, шелест листвы, журчание ручейка и другие. Это развивает слуховое восприятие.

Чаще читайте ребёнку вслух. Это развивает слуховое внимание, понимание речи, коммуникативные навыки. Объясняйте прочитанное, рассматривайте иллюстрации, по возможности задавайте вопросы, на которые ребёнок может ответить доступным способом, комментируйте эмоции ребёнка.

Что делать, если вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?

Как помочь ребёнку справляться с домашним заданием?

Как помочь ребёнку учиться?

Заповеди для родителей

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

Особенности развития мышления детей с отклонениями в развитии

Подвижный, гиперактивный, несносный...

Рекомендации родителям подростка

Игры на развитие памяти и внимания

у детей 6-8 лет

Игры, развивающие память и внимание у детей  младшего школьного возраста

Восприятие информации вашим ребенком во многом зависит от того, насколько он внимателен и насколько натренирована его память, ведь не секрет, что многое из знаний, которые он получает, нужно не только осмыслять, но и учить. Развитая память — это впоследствии собранность и внутренняя организованность вашего ребенка. Внимание — это его усидчивость, сосредоточенность, сообразительность, наблюдательность. Думаем, нет сомнений в том, насколько важно развивать эти два качества. Как и во многих других случаях, верные ваши помощники — это игры. В простой, доступной, непринужденной и занимательной форме они помогут развить память и внимание ребенка. Всевозможные игры на поиск отличий между предметами, игры, требующие быстрой реакции ребенка на тот или иной стимул (движение или слово ведущего), — вот что позволит ненавязчиво развить нужные качества у ребенка. Мы, со своей стороны, предлагаем вашему вниманию следующие игры.

Веселая путаница

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: научить детей концентрировать внимание.

Ход игры (проводится с группой детей). Воспитатель собирает детей вокруг себя, рассаживает их так, чтобы всем было его хорошо видно. Потом объясняет правила игры: он должен показывать на часть тела (нос, ухо, глаз) и называть ее. Например, говорит «Ухо!» —и хватает себя за ухо, говорит «Нос!» — и хватает себя за нос. Дети должны полностью повторять его действия. Некоторое время воспитатель все делает правильно, но затем начинает «ошибаться»: говорить, например, «Глаз!», а показывать при этом на нос. Задача детей — не дать сбить себя с толку, а правильно называть часть тела. Выигрывает тот участник, который ни разу не ошибся или допустил меньше всего ошибок.

Найди отличия

Возраст:  6 лет.

Цель игры: научить детей концентрировать внимание на предметах, развивать зрительное внимание, замечать различия между предметами, тренировать память.

Необходимое оборудование: несколько игрушек (мячик, кубик, кукла, игрушечная собачка и т. д.).

Ход игры (проводится среди детей в парах). Воспитатель предлагает детям разделиться по парам, потом объясняет правила игры. Один из детей в паре расставляет игрушки на столе, второй в это время внимательно наблюдает за тем, какие именно игрушки ставятся. Потом второго участника игры просят закрыть глаза, а первый в это время убирает одну из игрушек. Второму участнику разрешается открыть глаза, после чего он должен определить, что именно изменилось. После того как он дает правильный ответ, участники игры меняются местами.

Индейские квадраты

Возраст:  8 лет.

Цель игры: развить у детей зрительное внимание и память.

Необходимое оборудование: игровое поле (вырезанный из картона и расчерченный на 9 клеток квадрат со стороной 25 см) и 3 игровые фишки (камушки, пуговицы). Всего нужно два комплекта оборудования для игры.

Ход игры. В нее играют парами. Один игрок произвольно раскладывает на игровом поле фишки с одним лишь условием: на одной клетке помещается только одна фишка. Разложив фишки, игрок дает своему противнику примерно полминуты на то, чтобы тот запомнил, как именно располагаются фишки, после чего закрывает свое игровое поле (например, листом бумаги). После этого второй игрок должен по памяти разложить на своем игровом поле фишки точно так же, как это сделал ранее первый игрок. После этого первое игровое поле открывается, и игроки проверяют правильность действий. Если второй игрок все сделал правильно, оба играющих меняются ролями.

Примечание. Эта игра называется «Индейские квадраты», потому что она в самом деле была распространена у многих индейских племен, причем играли в нее как дети, так и взрослые. Впрочем, у многих народов есть похожие игры, ведь эта забава пусть и проста, но чрезвычайно увлекательна. Эта игра развивает память и внимание. Для детей более старшего возраста (7—8 лет и больше) условия игры можно усложнить. Например, игровое поле следует сделать побольше и расчертить его на большее количество клеток. Соответственно, можно взять и большее количество игровых фишек. Игра станет еще интереснее, если взять цветные фишки: в этом случае игроку потребуется правильно разложить их на поле не только по клеткам, но и по цвету.

Тише едешь — дальше будешь

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей внимание. Игра также отлично тренирует зрительную память.

Ход игры. Игроки располагаются полукругом лицом к ведущему (ведущим лучше всего назначить взрослого). Суть игры состоит в том, что игроки должны повторять за ведущим движения, но не как обычно, а отставая от него на один ход. Побеждает тот, кто не запутается в движениях и выполнит их правильно.

Вот как это может происходить.

♦ Ведущий поднимает вверх правую руку (игроки спокойно стоят).

♦ Ведущий поднимает вверх левую руку (игроки поднимают вверх правую руку).

♦ Ведущий ставит правую руку на пояс (игроки поднимают вверх левую руку).

♦ Ведущий вытягивает правую руку в сторону (игроки ставят на пояс правую руку и т. д.).

Таким образом, игроки должны каждый раз отставать от ведущего на одно движение.

Несмотря на кажущуюся простоту, игра требует большого внимания от игроков, так как игроки должны, с одной стороны, внимательно наблюдать за действиями ведущего, а с другой стороны — повторять не новое его движение, а предыдущее, запоминая при этом последующее, а это не так-то просто, как кажется. Разумеется, в игре побеждает самый внимательный.

Покричим погромче

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: развить слуховое внимание у детей, еще раз вспомнить, как «говорят» домашние животные, тренировать память.

Необходимое оборудование: игральный кубик, счетные палочки.

Ход игры (игра проводится в группе из 6—8 детей). Ведущий объясняет, что сейчас будет бросать кубик, и просит правильно запомнить следующие закономерности: если на кубике выпадет один, нужно будет крикнуть «Гав-гав!», если два, то «Мяу-мяу!», если три, то «Хрю-хрю!», если четыре, то «Кря-кря!», если пять, то «Му-у-у!», а если шесть, то «Ку-ка-ре-ку!».

Игра начинается. Ведущий бросает кубик, а участники игры должны быстро и, самое главное, правильно отреагировать, крича то, что «подсказано» выпавшим на кубике числом. Тот, кто отреагирует быстрее и правильнее всех, забирает себе одну «призовую» счетную палочку, затем ведущий вновь бросает кубик.

Игра эта очень веселая и шумная. Выигрывает тот, кто наберет большее число палочек.

Съедобное или несъедобное

Возраст: 4 — 8 лет.

Цель игры: развить слуховое внимание у детей. Игра также способствует формированию быстрой реакции на стимул, развитию ловкости у детей.

Необходимое оборудование: небольшой мяч.

Ход игры (в игре могут принимать участие 8—10 детей). Участники игры выстраиваются в линию, ведущий (воспитатель, учитель) объясняет правила. Суть игры состоит в том, что ведущий называет слово и одновременно кидает мяч любому игроку на выбор. Если слово обозначает что-то съедобное (например, «суп», «яблоко», «мороженое»), то игрок должен поймать мяч, а если несъедобное («машина», «нитки», «жук», «карандаш»), то не поймать, а отбить мяч. Если игрок все делает правильно, то ведущий говорит новое слово и бросает мяч другому участнику игры. Если же игрок делает что-то неправильно (отбивает мяч, хотя ведущий назвал что-то съедобное, или, наоборот, ловит мяч, хоть речь шла о несъедобном предмете), то он становится ведущим и выполняет его обязанности до тех пор, пока кто-то из игроков в свою очередь не ошибется.

Летает — не летает

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: тренировать внимание детей, учить их быстро реагировать на слово-стимул.

Ход игры (в игре может принимать участие неограниченное количество участников, оптимальное число 6—12 человек). Участники (вместе с ведущим) становятся в круг, после чего ведущий объясняет, что сейчас он будет называть различные предметы — живые и неживые. Некоторые из них («воробей», «самолет», «стрекоза») могут летать, а некоторые («олень», «утюг», «река») — нет. Потом ведущий начинает называть слова, постепенно убыстряя темп. Участники игры должны правильно реагировать: если слово «летает», они должны махать руками, изображая собой птицу, а если «не летает», то стоят спокойно. Тот, кто ошибется и начнет «летать» не к месту, обязан заплатить фант (спеть, станцевать или просто закричать петухом).

Повороты вслепую

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей внимание. Игра способствует выработке правильной координации движений.

Ход игры. В ней может принимать участие практически неограниченное количество игроков. Единственное условие: игроки должны уметь хорошо выполнять повороты направо, налево и кругом.

Игроки становятся в линию на расстоянии 1 шага друг от друга лицом к ведущему (старшему) и закрывают глаза. По команде ведущего они выполняют команды «направо», «налево» й «кругом», не открывая при этом глаз. Ведущий постепенно усложняет игру, командуя, например, следующее: «Два поворота направо, три поворота налево» и т. д. Дав довольно много команд и окончательно запутав тем самым игроков, ведущий разрешает им открыть глаза, после чего можно посмотреть, наконец, кто в каком положении оказался. Думаем, финал игры всех рассмешит. Ведущий, который внимательно следил за игрой, называет игрока (игроков), который справился с заданием лучше всех, и объявляет его победителем.

У кого мячик?

Возраст: 5 — 6 лет

Цель игры: развивать у детей внимание и интуицию. Кроме того, игра способствует координации движений и развивает цепкость пальцев.

Необходимое оборудование: теннисный мячик.

Ход игры (в игре может принимать участие 10—15 человек). С помощью считалки выбирается водящий. Все игроки становятся в круг (лицом к середине) плечом к плечу, держа руки за спиной. Один из игроков держит в руках мячик (водящий не знает, кто именно). Водящий становится в центр круга. Игра начинается. Игроки стараются как можно незаметнее передавать друг другу мячик за спиной. Водящий в это время внимательно наблюдает за игроками, стараясь определить, у кого сейчас в руках мячик. Заметив движение, он говорит «Стоп!» Игроки должны прекратить передавать мяч. Водящий подходит к «подозрительному» игроку и просит показать руки. Если в руках игрока оказался мячик, водящий становится к другим игрокам, а обнаруживший себя участник игры занимает место водящего.

Примечание. Если кто-то из игроков нечаянно роняет мячик, то автоматически считается проигравшим и становится на место водящего.

Свет мой, зеркальце, скажи...

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: научить детей вниманию, развить у них наблюдательность. Игра способствует развитию абстрактного мышления.

Ход игры. В нее играют по двое. Оба игрока становятся лицом друг к другу. Один из игроков показывает партнеру по игре несложные движения, которые тот должен повторить. «Изюминка» игры заключается в том, что повторять движения первого игрока второй должен в зеркальном отображении. Например, если первый игрок дотрагивается правой рукой до левого уха, то второй игрок должен, соответственно, дотронуться левой рукой до правого уха.

Если «зеркало» собьется, то игроки меняются ролями. Победителем можно считать того игрока, который правильно повторит большее количество движений.

Примечание. Движения постепенно нужно усложнять. Например, можно выполнять их не одной, а обеими руками.

«ВО!»

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развивать у детей внимание. Кроме того, игра способствует правильной координации движений и ловкости.

Ход игры (в ней может принимать участие неограниченное количество участников). Ведущий просит ребят повторить за ним его движения. Выполнить эти движения сложно: правой рукой нужно отдать честь, а левую руку одновременно вытянуть вперед с отогнутым вверх большим пальцем. При этом нужно сказать «Во!» Затем после хлопка в ладоши руки меняются: левой рукой надо показать, как отдают честь, а вытянутой правой изобразить «Во!» Все это нужно делать быстро. Выигрывают самые внимательные, те, которые повторили жесты в точности.

Примечание. Ведущий (это должен быть кто-то из взрослых) должен следить за тем, чтобы движения руками выполнялись одновременно.

Земля, вода, воздух и огонь

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развивать у детей внимание и быстроту реакции. Кроме того, игра позволяет выучить или вспомнить названия представителей животного мира.

Необходимое оборудование: резиновый мяч средних размеров.

Ход игры. Среди игроков (играть могут от 5 до 10 человек) выбирается ведущий, которому вручается мяч. Остальные игроки выстраиваются в линию на расстоянии 3—4 шагов от ведущего лицом к нему.

Игра начинается. Ведущий бросает мяч любому игроку на свой выбор и одновременно произносит одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух» или «огонь». Ответные действия игрока зависят от того, какое именно слово назвал ведущий. Если ведущий сказал «земля», то игрок должен поймать мяч и быстро бросить его ведущему, назвав при этом какое-нибудь животное, живущее на суше. Если ведущий сказал «вода», то игрок должен назвать какую-нибудь рыбу или другое животное, чья родная стихия -— вода (действия с мячом те же). Если ведущий говорит «воздух», то задача игрока — быстро бросить ведущему мяч, назвав при этом какую-нибудь птицу. Если же ведущий говорит «огонь», то игрок ни в коем случае не должен ловить мяч; ему нужно просто быстро повернуться спиной к ведущему. Если же игрок по инерции поймает мяч, будет считаться, что он «обжегся». В том случае он либо выбывает из игры, либо, например, стоит с поднятыми вверх руками до тех пор, пока ведущий вновь не бросит ему мяч, дав возможность снова войти в игру. То же самое относится и к случаю, когда игрок скажет название животного, которое уже было произнесено раньше.

Играть можно до тех пор, пока это не надоест.

Три фразы (игра-шутка)

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развивать внимание, быстроту реакции и абстрактное мышление у детей.

Ход игры (в игре может принимать участие любое количество человек). Ведущий объясняет правила игры. Они просты: игроки должны всего лишь в точности повторить за ведущим три фразы.

Ведущий произносит первую фразу, например такую: «Сегодня хорошая погода». Игроки повторяют то, что он сказал. Ведущий говорит вторую фразу: «А вчера был дождь». Игроки, естественно, повторяют ее так же точно, как и предыдущую: ничего сложного в ней нет. «А вот вы и ошиблись!» -— радостно восклицает ведущий. Скорее всего в этот момент возникнет некоторое замешательство: игроки не поймут, в чем заключалась их ошибка. Самые же внимательные повторят сказанное ведущим, потому что это и есть обещанная им третья фраза. Они и победят в игре.

Чемодан

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развивать память у детей, учить их запоминать правильную последовательность слов. Игра способствует развитию фантазии у детей.

Ход игры (в ней может принимать участие количество человек, начиная от двух; оптимальное число участников — 3—4). С помощью считалки выбирается первый игрок, который говорит: «Я кладу в чемодан...» и называет какой-нибудь предмет, например, «тапочки». Второй игрок говорит: «Я кладу в чемодан тапочки и...» и в свою очередь называет свой предмет, например «книгу». Третьему игроку придется повторить фразу: «Я кладу в чемодан тапочки, книгу и...» и добавить название еще одного предмета. Таким образом, цепочка слов, обозначающих предметы, будет расти с каждым разом. Проиграет тот игрок, который собьется: нарушит последовательность слов или же пропустит какое-либо из них. После этого игра может либо продолжиться с оставшимися игроками, либо начаться заново.

Примечание. Предметы, «положенные в чемодан», могут быть самыми разными. На определенном этапе игры будет даже лучше, если названные предметы реально невозможно положить в чемодан (например, шкаф, пианино и т. д.) Во-первых, отсутствие такого ограничения поможет детям развивать фантазию, а во-вторых, у участников игры не остается ни единой логической зацепки, и им придется приложить больше усилий для того, чтобы запомнить слова в правильной последовательности.

«Сделайте, пожалуйста!»

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: развивать у детей слуховое внимание.

Ход игры. Ведущий (лучше, если им будет кто-то из старших) объясняет правила. Они просты. Ведущий будет давать игрокам команды, те — выполнять их. Команды эти должны быть несложными, например, «Поднимите правую руку вверх» или «Дотроньтесь левой рукой до кончика носа» и т. д. Однако игроки должны реагировать не на все команды, а только на те, которые сопровождаются словом «пожалуйста». «Невежливые» команды ведущего выполнять ни в коем случае нельзя.

Выигрывает самый внимательный игрок. Игра хороша тем, что в ней может принимать участие практически неограниченное количество человек: играть можно и всей группой в садике, и всем классом на школьном мероприятии, и просто всей компанией во дворе.

«А вот о чем нас попросили...»

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: развивать у детей слуховое внимание, быстроту реакции и внимательность, а также физическую ловкость и скорость.

Ход игры (в ней может принимать участие любое количество игроков, но чем больше, тем интереснее игра). Выбирается ведущий, который предлагает остальным игрокам повторять за ним несложные движения (например, поднимать руки вверх, приседать, прыгать на одной ноге). Обязательное условие: повторять движения за ведущим игроки должны только в том случае, если он перед этим скажет: «А вот о чем нас попросили». Если же ведущий не предваряет просьбу этими словами, игроки не должны выполнять движения, говоря: «Нас об этом не просили».

Ведущий: «А вот о чем нас попросили — прыгайте на правой ноге». Игроки прыгают. Ведущий: «Присядьте». Игроки: «Нас об этом не просили». Те, кто ошибется и присядет, выбывают из игры.

Примечание. В эту игру надо играть быстро. Если игроков много, то проигравшим необязательно выходить из игры: они могут просто пропустить один—два ход, оставшись на месте и не выполняя задания ведущего, а затем снова вступить в игру.

Итак, мы рассказали вам о разных видах развивающих игр. Конечно, это далеко не все из них: развивающих игр, как и игр вообще, существует великое множество. При этом «неудачных», неэффективных игр не бывает. По существу, каждая игра чему-то учит и что-то развивает. Вы можете использовать эти игры и придумывать свои, ставя перед собой цель научить чему-то ребенка и развить в нем какие-либо способности. При этом старайтесь совмещать в одной забаве развитие разнотипных навыков, а также умственные и физические задания. Не бойтесь экспериментировать: ребенок обязательно оценит ваши старания сделать его досуг более интересным и с радостью будет учиться у вас.

Развивающие игры на развитие мышления ребёнка

Построить по признаку

Количество играющих: 1-6 человек.

 Игра проводится дома или на улице, в ней могут участвовать и дети, и взрослые.

 Предложите ребенку выстроить всех присутствующих по определенному признаку, известному только ему, например, по росту, цвету волос, силе и т. д. А участники должны отгадать, по какому принципу он их выстроил.

 Ребенок может использовать даже игрушки. Единственное требование к участникам: не обижаться! Самые смешные и оригинальные комбинации можно записать.

Угадайте фотографию

Инвентарь: фото из журналов.

 Вырежьте из журналов или календарей большие фотографии знакомых детям объектов.

 Закройте эти фотографии полосками бумаги таким образом, чтобы, снимая эти полоски одну за другой (но не подряд), постепенно открывать фотографию.

 Попросите детей угадать, что представлено на фотографии.

Отгадай рисунок

Инвентарь: картинка, открытка, бумага, ножницы.

 Для того чтобы провести эту игру, нужно подготовиться. Выберите в книге или журнале простой рисунок. Обязательное условие: ребенок не должен предварительно видеть то, что там нарисовано.

 Затем вырежьте кусок чистой бумаги размером чуть больше открытки.

 В центре проделайте небольшое отверстие — размером с рублевую монетку.

 Чистой бумагой накройте рисунок и водите им так, чтобы ребенок увидел все изображение, но не сразу, а по частям — в этом маленьком вырезанном кружочке.

 Спросите ребенка, что там нарисовано.

Кто кем был?

Инвентарь: мяч.

 Ведущий, бросая мяч ребенку, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект. Например:

цыпленок — яйцом

лошадь — жеребенком

дуб — желудем

рыба — икринкой

бабочка — гусеницей

хлеб — мукой

лягушка — головастиком ит. д.

 Возможен обратный вариант. Ведущий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, семечко?».

 Дети, бросая мяч обратно, могут дать один или несколько вариантов ответа. К примеру: «Из яйца может быть птенец (крокодил, черепаха, змея и даже яичница!)».

Можешь угадать?

 Имитируйте выполнение различный действий, например: удар по футбольному мячу, прыжки через скакалку, надевание платья и т. д.

 Попросите детей, чтобы они поочередно повторяли эти действия, а затем угадали, что они делали.

Загадочная пища

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: кастрюлька, полотняная салфетка (или полотенце), несколько фруктов, овощей и т. д.

 Положите яблоко на дно небольшой кастрюльки или другой подходящей посуды. Прикройте кастрюльку сверху салфеткой.

 Попросите детей, засунув руку в кастрюльку, ощупать фрукт.

 Предложите им опознать фрукт наощупь. Задавайте вопросы типа: «Это шершавое?», «Это гладкое?». Пусть каждый ребенок опишет этот фрукт.

Отгадай, что мы задумали

 Дети выбирают водящего. Он выходит за дверь, а оставшиеся дети загадывают какой-нибудь предмет и договариваются, что каждый будет называть только один признак загаданного предмета.

 Водящего приглашают в комнату, и дети по очереди называют разные признаки загаданного предмета. 

 Ведущий может назвать предмет после любого названного признака. Тогда тот, на ком произошло угадывание, сам становится водящим.

 Если на первом круге ведущий не может отгадать задуманное, то он идет на второй круг.

 На втором круге дети называют признаки задуманного предмета снова, но теперь с частицей «НЕ». Например, о мяче: это никогда не бывает квадратным, не тонет в воде, это не делают из металла и т. д.

Свой список

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: бумага, карандаш.

 Подскажите ребенку несколько категорий предметов, которые он должен нарисовать. Например:

♦ предметы, которые можно застегнуть;

♦ сделаны из дерева;

♦ помещаются в обувной коробке;

♦ меньше обувной коробки;

♦ работают от электричества, и т. д.

 Чем меньше ребенок, тем короче должен быть задаваемый список. Для начала достаточно четырех-пяти слов.

Необитаемый остров

 Взрослый предлагает детям представить, что каждый из них оказался на необитаемом острове.

 Как можно красочнее опишите остров, его природу, климат, животный мир и т. д.

 Потом попросите детей по очереди придумать, как сделать себе жилище, одежду, посуду, добыть огонь, отыскать еду, постричься.

Кто отгадает?

Количество играющих: от 3 человек

 Дети выбирают ведущего. Он ненадолго уходит.

 За это время остальные сговариваются, что они будут показывать, когда ведущий возвратится.

 По сигналу ведущий возвращается, здоровается со всеми и спрашивает: «Чем вы занимались, пока меня не было?».

 Дети жестами, движениями показывают, что они делали.

Например, читали, гуляли, стирали, копали и т. д.

 Ведущий должен назвать действие. После того, как он отгадает, выбирается новый ведущий и игра повторяется.

Загадочные животные

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: открытки, фотографии, вырезки из журналов с изображением разных животных.

 Найдите и приготовьте большие изображения животных — лучше всего фотографии. Рукой или куском бумаги закройте одного из животных, постепенно приоткрывая какие-то его части. Смогут ли дети узнать это животное? Если нет, приоткройте еще часть и продолжайте так делать до тех пор, пока дети не сумеют назвать животное.

 После того как они узнали это животное, можно закрыть какую-то его часть и попросить детей назвать, какую именно часть вы спрятали.

Стук-стук

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: карандаш, различные предметы.

 Попросите детей закрыть глаза. Несколько раз постучите карандашом по какому-то выбранному вами предмету. Спросите у детей, знают ли они, что это за предмет.

 Тот, кто угадает и даст правильный ответ, сам будет в следующий раз постукивать карандашом.

 

Развитие памяти

Развитие слуховой памяти:

 Игра «Запомни и скажи»

Детям предлагается запомнить ряд звуков и повторить его. Сначала используются ряды только из гласных звуков, потом ряды из согласных звуков:

АОУ, ИОА, АУОИ, ЭОИА…

СЧП, КТР, ПТСМ…

Должны быть исключены сочетания гласных и согласных с целью исключения запоминания слогов.

Игра «Запомни и покажи»

Игра направлена на развитие слуховой памяти и соотнесения зрительных и слуховых образов.

1 вариант.

Ребенку предлагается прослушать ряд существительных,  а затем разложить предметные картинки с изображением данных слов в нужной последовательности. Число картинок постепенно увеличивается от 3-х до 10-ти.

2 вариант.

Ребенку зачитываются слова (4-5) и предлагается 8-10 предметных картинок. Требуется отобрать те картинки, на которых изображены названные слова. На более продвинутых этапах предлагается эти картинки разложить в нужной последовательности.

Игра «Повтори скороговорки»

Нужно попросить повторить за логопедом наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.

1.   Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)

2.   Везет Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов)

3.   Три свиристели еле-еле свистели на ели. (7 слов)

4.   Грабли – грести, метла  - мести, весла – везти, полозья – ползти. (8 слов)

5.   Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть. (9 слов)

6.   Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. (10 слов)

7.   В поле затопали кони, от топота копты пыль по полю летит. (11 слов)

8.   У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку. (12 слов)

  Игры и упражнения на развитие и коррекцию памяти

«Каскад слов»

Задание: послушать и затем воспроизвести ряд слов.

1)  доска;

2)  окно, дым;

3)  урна, кувшин, карандаш;

4)  мотоцикл, ванна, салат, ведро;

5)  яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;

6)  автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;

7)  стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;

8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, пер­чатка;

9)  сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;

10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодиль­ник, пуговица, ковер, антенна.

1)  огонь;

2)  дом, молоко;

3)  конь, гриб, игла;

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5)  крыша, пень, вода, свеча, школа;

6)  карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7)  орел, игра, дуб, телефону стакан, пальто, сын;

8)  гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цып­ленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, ла­вочка, скатерть, арбуз, памятник.

«Запомни картинки»

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стола, груши, стакана, платья, шапки.

Дети рассматривают пять картинок и за­поминают, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картин­ку, а дети должны вспомнить и назвать предмет, изображен­ный на картинке.

 «Слушай, все запоминай, на вопросы отвечай»

Детям предлагается внимательно послушать текст и ответить на вопросы.

 У ребят сегодня Рая отобрала самолет,

 Медвежонка, попугая, паровоз и пароход...

А ребята говорят: «Забирай хоть все подряд,

 Обойдемся мы без мишки, нам не нужен пароход.

Поиграем в кошки — мышки: чур я — мышка, чур я — кот...»

Все так весело играют и хохочут, и шумят,

 А в углу у бедной Раи не идет игра на лад...

Не сдержала Рая слез, Рая нос повесила,

У нее игрушек — воз, а играть невесело!

(Е. Серов)

Вопросы:

Какие игрушки Рая отобрала у ребят?

Почему Рая плачет, ведь у неё много игрушек?

Почему другим ребятам весело?

В какую игру стали играть дети?

В какие игры можно играть вместе?

«Снежный ком»

 Первый участник игры  называет какой-нибудь предмет. Следующий  участник повторяет названный предмет и добавляет к нему название нового предмета. И так все по очереди, друг за другом, повторяют и добавляют названия предметов.

«Посмотри на картинку, а запомни слово»

Инструкция: "Сейчас я буду зачитывать слова, а  чтобы вам было легче запомнить, - буду показывать  карточку с рисунком, которая  поможет запомнить названное мною слово".

ТАРЕЛКА – СУП

ПОЧТА – ПИСЬМО

ЗИМА – СНЕГ

МУКА – БУЛКА

КАРАНДАШ – БУМАГА

ДОРОГА – МАШИНА

МУЛЬТФИЛЬМ – ТЕЛЕВИЗОР

БУКВЫ – КНИГА

САПОГ – НОГА

РЫБА – ВОДА

Затем детям предъявляются картинки, а они вспоминают слово.

«Пересказ»

Детям читают рассказ.

Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у неё ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Затем предлагают ответить на вопросы.

 Вопросы к рассказу:

1. Что подарила мама детям?

2. Как играли детям?

3. Почему они перестали играть?

4. Кого позвали дети и зачем?

Рассказ читается ещё раз. Далее предлагают пересказать прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая пересказ ребёнка, обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий.

«Опосредованная память»

Нужно подобрать 6-10 слов, которые будут предложены для запоминания детям, а также набор карточек с картинками (15- 20). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.

Инструкция: "Сейчас я буду зачитывать слова, а ты, чтобы лучше запомнить, - выбирать соответствующую карточку с рисунком, которая тебе поможет вспомнить названное мною слово".

Затем детям предлагают назвать предложенные для запоминания слова .

«Выполни движение»

Детям предъявляется трёхступенчатая инструкция и предлагается её выполнить.

1. поставь руки на пояс

2. сделай два наклона вперёд

3. выпрямись, опустив руки вниз

«Запомни парочки»

Детям зачитываются пары слов, связанных  по смыслу и предлагается их запомнить. Затем читается первое слово из пары, а дети называют второе слово.

праздник – подарок;                    дом – окно;

лимонад – прохлада;                   будка – собака;

стол – пирог;                               блины – сковородка;

шапка – шарф;                            печь – дрова;

ваза – цветок;                             пылесос – уборка;

пчела – мед;                                 город – улица.

Упражнение «Пиктограммы»

Инструкция детям:

« Сегодня мы будем учиться рисовать пиктограммы к словам, которые нужно запомнить. Рисунок должен быть простой, схематичный и помогающий вам запомнить слово».

Слова для запоминания: зима, дом, река, смех, школа, мама.

«Запомни стихи по картинкам»

Читается стихотворение.

Затем дети отвечают на вопросы:

О каком времени года это стихотворение?

Что говорится об осени (что она делала)?

Что осень подарила рябине?

Что осень подарила осине?

Что осень подарила тополям?

Что осень подарила людям, то есть нам?

Затем стих читается ещё раз с одновременным показом картинок-пиктограмм.

Затем дети вместе с педагогом повторяют стих построчно с опорой на картинки. Затем дети индивидуально рассказывают стих с опорой на картинки.

 «ПОДАРКИ ОСЕНИ»

Ходит осень в нашем парке.

Дарит осень всем подарки.

Бусы красные – рябине,

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Рекомендации учителя-дефектолога  родителям,

имеющим детей с речевой патологией

Как правило, на первый план для родителей выходят речевые трудности. Часто от родителей можно слышать: «мой ребенок не говорит», «мой ребенок говорит шепотом» или «мой ребенок повторяет за мной слово в слово», «заикается», «в разных ситуациях повторяет одни и те же слова» и т.д. Многоречивость, ускоренный темп речи, как правило, не беспокоят родителей. И наоборот, вызывает гордость у родителей слишком богатый словарь ребенка. Своевременное обращение к специалисту помогает родителям понять истинное состояние речи ребенка. Такие проблемы как: системные нарушения речи у детей со сниженным интеллектом, недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи у детей с апраксическими расстройствами, речевые нарушения у детей с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушения иннервации артикуляционного аппарата, недоразвитие речи у детей со сниженным слухом, требуют своевременной помощи ряда специалистов.

Основная задача учителя-дефектолога  состоит в том, чтобы определить характер речевого нарушения и разъяснить его родителям. Наметить план коррекционной работы с ребенком, определить профиль учреждения для его дальнейшего обучения, помочь родителям приобрести необходимый минимум знаний, позволяющий им проводить занятия в домашних условиях после выписки. Для решения этих задач учитель-дефектолог проводит не только беседы и консультации, но и приглашает родителей на открытые индивидуальные и фронтальные занятия, на которых они знакомятся с требованиями, приемами и содержанием логопедической работы. Кроме того, наблюдают за своим ребенком, за его поведением на занятии, за качеством усвоения учебного материала. К сожалению, нередко родители не имею представления о том, какую огромную работу проводит учитель-дефектолог, какие образовательные и воспитательные задачи он ставит и решает. А ведь неотъемлемая часть реабилитации – это преемственность в работе между учителем и родителями. Она же является и залогом ее успешного решения, так как только при совместных усилиях обеих сторон возможен положительный результат.

Речь – это сложная психическая функция. Она не является врожденной способностью человека. Речевая деятельность формируется постепенно. Её развитие зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Какие же условия являются необходимыми для своевременного и правильного формирования речи? Необходимо, чтобы ребенок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Считается, что в норме после трех лет речь ребенка практически сформирована. Она становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности ребенка. Отсюда видна важность задачи в преодолении нарушений в речевом развитии.

Такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление являются психологической базой речи. Полноценно развитая речь возможна только при условиях хорошего развития этих функций. Поэтому взрослые, играя с детьми, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития, должны совершенствовать мыслительные операции ребенка, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству и поощрять воображение ребенка.

Напомним, что речь формируется по подражанию. Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие-либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.

Родителям необходимо учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи и обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением.

Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте при этом его эмоциональный фон. Для этого в домашних условиях существует масса возможностей, например, настольный кукольный театр или пальчиковые персонажи («би-ба-бо»). На эмоционально окрашенной ситуации у ребенка будет большее стремление к общению. Диапазон эмоций может быть как положительным, так и отрицательным. Не избегайте детских слез: они тоже могут быть фактором в стремлении ребенка к высказыванию или выражению своих мыслей. Если ребенок плачет и хочет поделиться своей «бедой» с близкими, они, в свою очередь, должны не только пожалеть, но дать ребенку возможность рассказать, что случилось, иногда слово «бо-бо» является одним из первых речевых достижений вашего ребенка.

В то же время нужно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности ребенка, но и в том, чтобы научить ребенка слушать маму, активизируя и развивая произвольное внимание ребенка. Наиболее частой жалобой родителей является нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основную роль в исправлении звукопроизношения ребенка принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, то есть закрепления поставленного или исправленного звука ( или нескольких звуков), осуществляя контроль.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.

Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.

Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося таким образом эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмыслять причинно-следственные зависимости.

Одним из видов обучения на начальном этапе становления речи являются речевые игры с подражанием голосам животных, совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных. Это поможет ребенку усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Если в семье нет этого речевого взаимодействия с малышом, то развитие речи ребенка может задержаться, в большей степени это касается детей с индивидуальными особенностями.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку. Только мама обладает уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, мама, несомненно, может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.